21 июня 2008 года забастовали рабочие электрокарного цеха Ярославского Моторного Завода. Возмущенные очередным перенесенным администрацией на конец года выходным (ввиду того, что в летний период наибольший спрос на продукцию ЯМЗ, т.е. двигатели и коробки передач) и продолжающимся сохранением низкой относительно других рабочих зарплатой (без переработок примерно 12.000 «грязными»), карщики (или водители электрокар) начали забастовку. Первая смена работников электрокарного цеха потребовала от руководства гарантий того, что суббота 21 июня будет оплачена в двойном размере, несмотря на то, что было предложено «отгулять» этот день 30-го декабря. Получив отказ, рабочие под руководством независимого профсоюза «Солидарность», выдвинули список требований к администрации, в число которых вошли: повышение заработной платы не менее чем до 15.000 р., отказ от порочной практики переноса выходных дней с лета на конец года, облегчение условий труда (карщики, кстати, выполняют помимо водительских функции еще и грузчиков и экспедиторов), модернизация рабочего инструмента и т.п. После передачи своих требований руководству завода рабочие покинули свои рабочие места. К первой смене целиком присоединилась и вторая – в общей сложности не менее ста человек. В итоге, в начале первой смены работа завода была частично парализована, т.к. остановилась перевозка деталей и заготовок между цехами. Постепенно, правда, руководству ЯМЗ удалось привлечь определенное количество рабочих, которые могут управлять электрокарами, для налаживания работы. Надо сказать, что рабочие других цехов, несмотря на некоторые проблемы с работой в этот день, были в подавляющем большинстве солидарны с требованиями своих коллег из карного цеха.
Администрация предприятия поспешила начать репрессии против недовольных. В понедельник в первую смену были не допущены на завод четверо активистов цеха, в том числе предцехкома «Солидарности» Мазин. У них были заблокированы магнитные пропуска. Остальным карщикам было предложено написать объяснительные записки по поводу событий 21 июня, кроме того, рабочих запугивали различными наказаниями и даже выпустили приказ о лишении премий всех работников цеха. Объяснительные рабочие написали, объяснив свое поведение нежеланием работать в законный выходной день, но при этом пригрозили начальству, что, в случае наказаний и если не будут допущены на завод профсоюзные лидеры, они прибегнут к так называемой итальянской забастовке. Рабочие дали время администрации подумать до конца первой смены. Однако, перед началом второй смены, на завод не были допущены еще семеро рабочих наиболее активно выступавших за забастовку. В ответ на это, карщики на своих электрокарах подъехали на площадь перед центральной проходной и объявили, что готовы оставаться там до полного выполнения своих требований относительно отмены приказа о наказании участников забастовки и допуска на завод рабочих, у которых были заблокированы пропуска. Кто-то вызвал телевизионщиков из местного канала НТМ. Вот тут-то, администрация испугалась и вынужденно пошла на встречу бастующим. Представитель Дирекции вышел к рабочим и сообщил, что приказ о депремировании отменен и рабочие, которые не смогли попасть на завод, смогут приступить к выполнению своих производственных обязанностей. Кроме того, было сообщено, что четверым работникам карного цеха, которые не смогли попасть на завод в первую смену (в том числе и председателю цехового комитета), будет начислена зарплата за этот день без последующей отработки. Объявлено также о намеченных задачах по облегчению труда карщиков и возможном повышении оплаты труда с июля месяца (последнему пункту рабочие не сильно поверили). После этого работники карного цеха приступили к работе, пригрозив, что если зарплата не повысится с июля месяца, продолжением борьбы до победного конца.
Будем следить за выполнением требований рабочих и, в случае нарушения предварительных договоренностей, поддержать рабочих в их справедливой борьбе.
2008, 24 июня