Весть о победе Октябрьской революции в Петрограде и о низложении Временного правительства дошла до Романова-Борисоглебска 26 октября (8 ноября по новому стилю). Она была встречена по-разному. Некоторые молчали и заняли выжидательную позицию. У местной буржуазии эта весть вызвала страх и злобу.
ОТ ФЕВРАЛЯ К ОКТЯБРЮ
Весть о победе февральской революции в Петрограде и Москве была встречена трудящимися города Романова-Борисоглебска с глубоким удовлетворением.
На фабриках и заводах многих городов страны еще в дни революции стали создаваться Советы рабочих депутатов как органы революционной власти. Советы организовывались по инициативе трудящихся, потому что идея Советов жила в сознании народа еще с революционных событий 1905—1907 годов.
3 марта 1917 года на Романовской льняной мануфактуре был организован один из первых в Ярославской губернии Совет рабочих депутатов (сначала он назывался еще фабзавком). Председателем Совета рабочие избрали своего вожака, большевика Николая Панина, пользовавшегося среди ткачей высоким авторитетом.
Случайно ли, что именно в Романове-Борисоглебске был создан один из первых в губернии Совет рабочих депутатов? Думается, что нет.
Во-первых, в течение нескольких лет вел большую работу среди текстильщиков опытный, профессиональный революционер ленинской выучки Николай Николаевич Панин.
Во-вторых, Романовская льняная мануфактура являлась одним из крупных промышленных предприятий того времени, и здесь рабочих было легче организовать.
В-третьих, у значительной части пролетариев имелся определенный опыт политической борьбы, накопленный еще в годы первой революции 1905—1907 годов.
Нельзя не учитывать и сложившиеся у ткачей революционные традиции (организация и проведение маевок, митингов и т.д.).
Поэтому мысль о создании Совета как органа революционной власти, выражающей интересы трудящихся, была для рабочих очень близкой, понятной.
В начале марта в городе состоялась демонстрация трудящихся. Демонстранты выразили свою поддержку революции, свергнувшей царскую монархию.
Обстановка в марте 1917 года была напряженной. Даже видные большевики, такие как Николай Панин, прошедшие суровую школу борьбы и подполья, оторванные в течение длительного времени от революционных центров Петрограда и Москвы, после победы Февральской революции не всегда ясно представляли дальнейшее развитие классовой борьбы, цели и задачи партии по некоторым важным вопросам.
О сложности обстановки в какой-то мере свидетельствует и посланное 9 марта письмо председателя Романово-Борисоглебского Совета рабочих депутатов. Н. П. Панина в Московское областное бюро Советов:
«Шлем свой сердечный привет московским братьям и желаем под руководством РСДРП вести пролетариат по пути свободы и равенства, а также надеемся, что Московский Совет рабочих депутатов возьмет на себя инициативу создать Союз рабочих депутатов посредством представительства от Советов рабочих депутатов уездов и губерний с центральным управлением в промышленном центре.
Товарищи, находясь оторванными от центров и не зная, что делается среди товарищей, мы просим вас:
1.Выходящие очередные «Известия Советов рабочих депутатов», агитационные листки и всю текущую литературу социал-демократического характера выслать.
2.Указать, какие из газет выходят под знаменем РСДРП.
3.Если возможно, прислать ораторов и руководителей для устройства митингов.
4.Прислать директивы, как поступать в том или ином случае.
5.Разъяснить, какие взгляды проводятся в жизнь Советом рабочих депутатов и РСДРП по вопросам:
а) о войне и ее окончании, б) крестьянскому вопросу, в) организации города и деревни в смысле самоуправления.
Крестьянский вопрос стоит открытым, но, чтобы крестьянское население было осведомлено о ходе событий, решено организовать отряд агитаторов и развивать среди крестьян социал-демократические идеи.
Настоящее письмо оглашено на собрании Совета рабочих депутатов три раза и каждый раз было покрыто криками одобрения, занесено в протокол от 8 марта 1917 года.
С товарищеским приветом Председатель Совета рабочих депутатов Н. Н. Панин».
(П. Козлов, Н. Резвый. Борьба за власть Советов в Ярославской губернии. Ярославское кн. изд., 1957, с. 28—29.)
Между тем политическая активность рабочих города быстро росла.
18 апреля (1 мая по новому стилю) в Романове-Борисоглебске состоялась первомайская демонстрация. Она прошла под большевистскими лозунгами.
12 мая в городе была создана объединенная социал-демократическая организация РСДРП. К большевистской, руководимой Николаем Паниным фракции принадлежало 47 человек.
14 мая прошла демонстрация протеста против смертного приговора Фридриху Адлеру (австрийскому социал-демократу) .
Совет рабочих депутатов Романовской льняной мануфактуры, когда во главе его стояли большевики, выражал интересы не только ткачей, но и других трудящихся города и уезда.
Но в городе существовал со 2 марта и другой орган власти — исполнительный комитет Временного правительства.
Уездный временный исполком в основном состоял из представителей буржуазии. Рабочие и мелкие служащие составляли в нем совсем незначительную прослойку.
У руководства исполнительного комитета оказались кадеты и эсеры.
На первых порах некоторая часть жителей города и уезда еще верила словоохотливым и щедрым на посулы кадетам и эсерам, заседавшим в исполнительном комитете.
В Романове-Борисоглебске, кроме ткачей — наиболее сознательной, революционно настроенной и организованной части трудящихся, — жило много мещан, мелких и крупных торговцев, ремесленников. Мелкобуржуазные городские и деревенские слои являлись опорой кадетов и эсеров.
Временный исполнительный комитет не проявлял почти никакой заботы о рабочих, нередко становился на защиту интересов буржуазии, поддерживал политику Временного правительства, стремившегося вести до победного конца надоевшую народу мировую войну, поэтому авторитет исполкома уменьшался, сходил на нет.
Политическая обстановка в мае, июне 1917 года в Романове-Борисоглебске по-прежнему была напряженной.
Меньшевики и эсеры, прикрываясь громкой фразеологией, революционными лозунгами, выдавая себя за истинных и единственных защитников прав и интересов народа, развернули клеветническую кампанию против большевиков.
В этой кампании, встав на путь демагогии, они использовали материалы из буржуазных газет, где с враждебных позиций освещались цели и задачи большевистской партии.
Меньшевикам и эсерам удалось склонить на свою сторону часть рабочих, особенно тех, которые пришли на фабрику из деревень накануне или сразу же после Февральской революции и которые еще очень слабо разбирались в бурных событиях, в борьбе и программах политических партий. Во главе Совета рабочих депутатов в начале лета оказались меньшевики и эсеры.
Но скоро рабочие все больше и больше стали убеждаться в том, кто их подлинные защитники, выразители их главных интересов и чаяний, кто стойкие борцы за трудовой народ не на словах, а на деле.
НАКАНУНЕ
Классовая борьба в городе Романове-Борисоглебске и уезде летом 1917 года обострилась, так как неизменным остался буржуазный эксплуататорский строй, не было ликвидировано помещичье землевладение, а Временное правительство отправляло на фронт новые тысячи солдат.
Большевики Романова-Борисоглебска настойчиво вели работу по разъяснению среди масс лозунгов и политики ленинской партии. Они разоблачали антинародную деятельность Временного правительства, местного исполнительного комитета, терпеливо и доходчиво разъясняли на рабочих собраниях и митингах, на крестьянских сходах смысл происходивших в уезде и стране событий.
Разгром в августе 1917 года заговора, руководимого реакционным генералом Корниловым, знаменовал собой начало нового подъема революционного движения.
В конце августа собрание солдат гарнизона, расположенного в Романове-Борисоглебске, переизбрало прежний состав солдатского комитета. Председателем нового комитета выбрали солдата Михаила Павловича Лавочкина, сочувствовавшего большевикам и активно помогавшего им в их деятельности.
Возглавляемый Михаилом Лавочкиным солдатский комитет получал советы и указания большевистской партийной организации, работал с нею в контакте.
5 октября на первой Ярославской губернской конференции РСДРП (б) представитель Романово-Борисоглебской парторганизации Н. Н. Панин докладывал: «За последнее время настроение масс стало резко изменяться в сторону большевиков».
Романовская партийная организация считалась одной из сильных организаций в Ярославской области.
Пятого октября была создана большевистская организация на Константиновском нефтеперегонном заводе.
За несколько дней до победы Великой Октябрьской социалистической революции в Романове-Борисоглебске из среды активных и передовых рабочих происходило формирование красногвардейского отряда на случай подавления контрреволюционных сил. Абсолютное большинство рабочих и солдат Романова-Борисоглебска к этому времени было настроено большевистски.
ЗА СОВЕТСКУЮ ВЛАСТЬ
Весть о победе Октябрьской революции в Петрограде и о низложении Временного правительства дошла до Романова-Борисоглебска 26 октября (8 ноября по новому стилю). Она была встречена по-разному. Некоторые молчали и заняли выжидательную позицию. У местной буржуазии эта весть вызвала страх и злобу.
Большинство же трудящихся приветствовало победу Октябрьской революции. Ленинские декреты о мире, земле и власти находили среди народа глубокое понимание, отвечали коренным интересам рабочего класса и крестьянства.
10 ноября (по новому стилю) в казармах воинского начальника (ныне дом № 61 по улице Крестовоздвиженской ) состоялось собрание солдат гарнизона с участием рабочих. С сообщением об исторических революционных событиях в Петрограде, о переходе власти в Ярославле и других городах в руки Советов и об организации Советской власти в Романове-Борисоглебске выступил Николай Панин.
Собрание избрало Совет солдатских депутатов. Председателем Совета был избран М. П.Лавочкин. Секретарем— А. А. Юшков.
Но не все ясно знали, с чего начать, как лучше вести работу и как быстрее установить Советскую власть.
В Ярославль была направлена делегация во главе с Николаем Паниным. Там она получила нужные указания.
Сохранился выданный Николаю Панину в Ярославле примечательный документ, в котором намечен четкий и подробный план действий:
«Товарищам Романова-Борисоглебска.
1.Смещение контрреволюционеров-ставленников старой власти.
2.Выборность командного состава в гарнизоне.
3.Назначение советских комиссаров во всех правительственных учреждениях.
4.Учреждение рабочего контроля над производством (руководствоваться законом о рабочем контроле Совета Народных Комиссаров).
5.Установление тесной связи с Губернским и Всероссийским центрами.
6.Проведение в жизнь законов Рабочего и Крестьянского Правительства.
19 ноября 1917 года.
Председатель Д. Закгейм.
За секретаря Г. Петровичев».
Контрреволюционные силы оказывали тайное и явное сопротивление делу организации Советской власти, распускали нелепые слухи, устраивали провокации, саботаж.
Вот что позднее писал об этом председатель Совета солдатских депутатов Михаил Лавочкин:
«В Совет солдатских депутатов, находящийся в казарме управления воинского начальника, с каждым днем все больше и больше приходило народу с разными вопросами и жалобами. Заявляли, что в булочных нет хлеба. Крестьяне жаловались на городскую управу, что реквизировали на базаре доставленный ими для продажи скот и зерно. Когда выслушали всех жалобщиков, то картина для нас стала ясна: явная провокация со стороны врагов революции.
Идем в городскую управу, спрашиваем: «Почему нет в продаже хлеба? Почему производится реквизиция у крестьян скота и сена?»
Отвечают: «Насчет хлеба узнайте у хозяев пекарен, а сено и скот нужны для хозяйств городской управы».
Реквизицию отменяем, даем указание работникам управы закупать, а не отбирать у крестьян сено и скот. Пришли в пекарни, произвели обыск. Мука везде имелась. Приказали немедленно выпекать хлеб: «Будете саботировать — арестуем!» Назначили своих представителей в пекарни для контроля. Вскоре хлеб поступил в продажу».
В ноябре, декабре во многих волостях уезда были созданы волостные Советы и выбраны делегаты на первый съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов.
Собрания в волостях при большом стечении народа, как правило, проходили оживленно, а порою бурно, в острых спорах. Но, несмотря на сопротивление и агитацию кулачества, новая власть уверенно одерживала победу.
Солдаты-фронтовики, вернувшиеся из армии, помогали местным активистам устанавливать Советскую власть.
Вот как по инициативе демобилизованных солдат проходило крестьянское собрание в Рыжиковской волости.
«Солдаты-фронтовики призывали распустить волостное земство, избрать волостной Совет, а земли помещиков взять в свои руки. Против этого ополчились кулачество и представители волостного земства, которые настаивали вопрос о власти оставить открытым до Учредительного собрания».
Крестьяне помещение волостной управы заполнили до отказа, и собрание решено было перенести на улицу. Выступавшие горячо отстаивали свои предложения. Особенной убедительностью и страстностью отличались речи солдат-фронтовиков. Они предложили своеобразное голосование: кто стоит за Советскую власть, переходит влево, кто против — переходит вправо.
Большинство тут же перешло на левую сторону. «На правой стороне оказались земские чиновники, кулаки и небольшая группа крестьян, сагитированная эсерами.
Обозленные провалом, «правосторонники» бросились в драку, и начался кулачный бой. После этих бурных событий в Рыжиковской волости Романово-Борисоглебского уезда была объявлена Советская власть и создан волостной Совет крестьянских и солдатских депутатов».
(П. Козлов, Н. Резвый. Борьба за власть Советов в Ярославской губернии. Ярославское кн. изд., 1957, с. 161.)
27 ноября 1917 г. (10 декабря по новому стилю) состоялось совместное заседание Совета рабочих и Совета солдатских депутатов. На заседании присутствовало более 30 человек. Среди них были представители крестьянства— депутаты сельских Советов от нескольких волостей (Рыжиковской, Шаготской и др.).
Доклад о политическом положении в стране сделал Николай Панин. О созыве первого уездного съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, намеченного на 12 января 1918 г., доложил Михаил Лавочкин.
Заседание продолжалось долго. Прения проходили весьма бурно. Бедняки и середняки, прибывшие из деревни, в коротких страстных выступлениях говорили, что там все сильнее разгорается борьба с кулаками, которые захватывают отобранные у помещиков лучшие земли, грозят расправиться с сельскими активистами, оказывают сопротивление новой власти. Крестьяне просили помочь им в организации выборов в волостные Советы и выборов делегатов на первый уездный съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. И город в этом помог деревне. Совет направил в волости своих представителей.
Тогда же, 27 ноября (10 декабря), был создан объединенный Совет рабочих и солдатских депутатов, избран исполнительный комитет. Его председателем стал Н. Н. Панин, секретарем — А. А. Юшков. На этом же заседании назначили комиссаров в основные городские учреждения. Комиссию под руководством большевика В. Степанова — в городскую управу, в милицию — Н. Комарова, Волоснухина. Комиссаром уездного казначейства назначили М. П. Лавочкина.
К этому времени, т. е. к 1О декабря, по просьбе М. Лавочкина и Н. Панина в распоряжение Совета солдатских депутатов прибыло из Ярославля подкрепление в составе 25 революционно настроенных солдат понтонного батальона.
Сил для охраны порядка в городе, патрулирования по улицам и для борьбы с контрреволюцией стало больше.
Объединенный Совет, проводя в жизнь декреты и распоряжения рабоче-крестьянского правительства, мог еще надежней опираться на солдат местного гарнизона и милицию.
Фактической властью обладал уже Совет рабочих и солдатских депутатов. Этот день, т. е. 10 декабря, и считается днем установления Советской власти в Романове- Борисоглебске.
12 января 1918 года в Романове-Борисоглебске состоялся первый уездный съезд Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, на котором подавляющее большинство делегатов высказалось за переход власти в руки Советов. Съезд избрал исполком Совета рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. Во главе исполнительного комитета стал Николай Николаевич Панин.
По материалам исторического очерка К.В.Конюшева и Л.Д. Беляева
«Город красного бойца»