Более полугода понадобилось чиновникам Минстроя России на подготовку ответа на предложенные Районными депутатами изменения порядка начисления и распределения платы за ОДН.
Напомним, что 22 мая, депутаты Тутаевского Райсовета единогласно (от числа присутствующих) приняли решение, направить обращение Председателю Правительства РФ с предложением рассмотреть возможность (целесообразность) внесения предложенных жителями Тутаевского муниципального района изменений и дополнений в «Правила предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354, а именно:
− включить в перечень понятий, используемых в «Правилах», понятие «прибор учета ОДН»;
− внести изменения в расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме (Приложение №2 к «Правилам»), определив порядок распределения между жильцами платы за общедомовые нужды строго в соответствии с показаниями прибора учета ОДН;
− включить в «Правила» пункт, возлагающий на ресурсоснабжающую организацию обязанность установки в многоквартирных домах приборов учета ОДН.
А также предложили Правительству рассмотреть целесообразность включения оплаты ОДН в тариф на содержание и ремонт общедомового имущества (ОДИ), поскольку данное потребление электроэнергии направлено на обеспечение услуг по пользованию ОДИ….
По итогам рассмотрения данной инициативы, депутаты просили предоставить в адрес Муниципального Совета Тутаевского муниципального района мотивированный ответ.
И так спустя шесть месяцев из Минстроя России пришел ответ на 6 листах c описанием законодательных инициативах Правительства РФ по снижению затрат потребителей в многоквартирных домах на оплату коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества.
Разработанные Правительством поправки предусматривают следующее нововведения:
— Предлагается наделить ресурсоснабжающие организации (в нашем случае ЯСК) правом установки общедомовых приборов учета в тех многоквартирных домах где, жильцами не исполнено требование об оснащении дома коллективным (общедомовым) счетчиком при наличии технической возможности установки такого прибора. Соответственно расчеты за потребляемые в многоквартирном доме энергетические ресурсы (в том числе и ОДН) будут осуществляться с использованием показаний этого прибора учета. При этом предусматривается, что ресурсоснабжающая организация установившая общедомовой счетчик, вправе оставить его в своей собственности. Соответственно жители дома освобождаются от обязанности по оплате расходов на установку и эксплуатацию данного счетчика.
— Предлагается увеличение стоимости электроэнергии для потребителей у которых не установлены индивидуальные счетчики соответственно при наличии технической возможности их установления. Кроме того, предполагается вести учет всех фактически проживающих (прописанных и временно проживающих) в квартире. Также предусматривается, что в качестве основания для перерасчета платы за потребленные коммунальные услуги может применяться акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении, в случае, если квартира не оборудована индивидуальным счетчиком.
— Предлагается наделить исполнителя коммунальных услуг правом устанавливать на индивидуальные счетчики «антивандальные пломбы» фиксирующие использование устройств искажающие значение измерений. А также правом инициирования привлечения к административной ответственности потребителя при выявлении факта вмешательства в работу прибора.
— Предлагается плату за ОДН включить в состав платы за содержание и ремонт жилья. Так на первом этапе (с 1 июля 2015 года до прекращения действия договора управления многоквартирным домом) в состав платы за содержание и ремонт жилья будет включаться нормативный ОДН рассчитанный для конкретного дома в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. На втором этапе (при заключении договора управления после 1 июля 2015 года либо при продлении срока ранее заключенных договоров) размер расходов за ОДН определяется Управляющей компанией и общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
При этом как следует из письма Минстроя–«размер платы за коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды является расчетной величиной отражающий количество коммунального ресурса, фактически вошедшего в многоквартирный дом и не учтенный в рамках индивидуального потребления жилыми и нежилыми помещениями в таком доме, но подлежащий оплате в полном объеме».
Сразу же возникает закономерный вопрос, если размер платы (расходов) на ОДН является расчетной величиной (разницей между показанием общедомового счетчика и суммой индивидуальных), то, что будут определять на «втором этапе» управляющая компания совместно с общим собранием собственников жилья?
Видится логичными два варианта. Первый — в договоре с УК или в протоколе собрания собственников дома фиксируется, что размер расходов (платы) за ОДН определяется по показаниям общедомового и индивидуальных счетчиков, другими словами, ОДН равен разнице между показанием общедомового счетчика и суммой индивидуальных счетчиков. Второй – в договоре с УК или в протоколе собрания собственников дома фиксируется предельный норматив потребления электроэнергии на общедомовые нужды многоквартирного дома, соответственно расходы на электроэнергию потребленную сверх норматива могут быть распределены на УК или на всех собственников помещений пропорционально принадлежащей им доле площади многоквартирного дома.
Ниже, выложены сканы письма Минстроя России, но забегая вперед, хочется отметить, что по существу обращение районных депутатов содержащее перечень поправок и дополнений в постановление Правительства РФ №354, Минстроем не проанализировано, по крайней мере в данном письме таких сведений не содержится. Приведенные в письме законодательные инициативы Правительства РФ, порядок расчета и распределения платы за ОДН существенным образом не меняют, а значит граждане России вновь обречены и дальше платить под видом ОДН за технологические потери, хищения и злостных неплательщиков.
Алексей Шеповалов