22 мая, депутаты Тутаевского Райсовета единогласно( от числа присутствующих) приняли решение, направить обращение Председателю Правительства РФ с предложением
рассмотреть возможность (целесообразность) внесения предложенных жителями Тутаевского муниципального района изменений и дополнений в «Правила предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ №35
4, а именно:
− включить в перечень понятий, используемых в «Правилах», понятие «прибор учета ОДН»;
− внести изменения в расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме (Приложение №2 к «Правилам»), определив порядок распределения между жильцами платы за общедомовые нужды строго в соответствии с показаниями прибора учета ОДН;
− включить в «Правила» пункт, возлагающий на ресурсоснабжающую организацию обязанность установки в многоквартирных домах приборов учета ОДН.
А также предложили Правительству  рассмотреть целесообразность включения оплаты ОДН в тариф на содержание и ремонт общедомового имущества (ОДИ), поскольку данное потребление электроэнергии направлено на обеспечение услуг по пользованию ОДИ……

Выписка из протокола №29 двадцать девятого (очередного)
заседания Муниципального Совета Тутаевского муниципального района Ярославской области пятого созыва от 22.05.2014

СЛУШАЛИ: вопрос №5.2. Информация по ОДН в Тутаевском муниципальном районе.
Докладчик: Шеповалов Алексей Викторович, депутат Муниципального Совета Тутаевского муниципального района.

Содержание информации Шеповалова А.В.
«Уважаемые коллеги! На комиссии по вопросам ЖКХ был рассмотрен вопрос об инициативе жителей Тутаевского муниципального района о внесении изменений в Постановление Правительства РФ №354, в части распределения и начисления платы за электроэнергию, израсходованную на ОДН. У вас у всех имеется проект письма, подготовить такой проект, было принято решение на профильной комиссии и если у кого – то есть еще предложения, прошу внести свои корректировки до понедельника, т.е.26.05.14. Первая часть этого письма посвящена процессу возникновения этой проблемы с 2009 года. Результативная часть заключается в том, что мы, депутаты обращаемся к Председателю Правительства РФ с просьбой рассмотреть возможность (целесообразность) внесения предложенных жителями Тутаевского района изменений и дополнений в правила предоставления коммунальных услуг, а также просим, чтобы Председатель Правительства РФ после рассмотрения данного вопроса предоставил депутатам мотивированный ответ».
Кудричев В.А.
Работа продела серьезная, проблема острая и собрано большое количество подписей жителей, и я не вижу ни одной причины, чтобы отклонить данное обращение.
Белоусов В.М.
ОДН и расчеты должны производиться по приборам учета. Я поддерживаю М.И. Володарского, что это услуга, а значит, она должна входить в тариф управляющей компании по обслуживанию. Предлагаю поддержать данное обращение.

Решили:
Поддержать направление данного обращения с учетом дополнительной корректировки текста и расписаться всем депутатам МС ТМР до 26.05.2014 года.
Голосовали: за – единогласно.

Присутствовало – 11 депутатов




Председателю
Правительства РФ
Д.А. Медведеву



Уважаемый Дмитрий Анатольевич!

В январе 2009 г. в Тутаеве и еще двух городах области (Переславль и Ростов) правительством Ярославской области был начат эксперимент по взиманию с населения платы за электроэнергию, используемую на общедо-мовые нужды.
Введение платы для населения за ОДН являлось одним из условий выделения Ярославской области средств Федерального фонда содействия реформированию ЖКХ на капитальный ремонт жилищного фонда и расселение ветхого и аварийного жилья (на 2010 г. было запланировано около 1 млрд. руб.).
К сожалению, из-за отсутствия детальной проработки данного вопроса и методики начисления и распределения платы ОДН количество электроэнергии, потребленной на ОДН многоквартирного дома, определялось в виде разницы между показаниями общедомового счётчика и суммы показаний всех квартирных счетчиков многоквартирного дома. Полученный объем электроэнергии, «потребленной на общедомовые нужды», распределяется между собственниками квартир пропорционально показаниям индивидуальных приборов учёта.
Таким образом, на добросовестных потребителей возлагалось бремя оплаты не только за электроэнергию, потраченную на (ОДН), освещение мест общего пользования и обеспечение работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома, но также за
− технологические потери электроэнергии ввиду износа сети;
− незаконные подключения (хищение электроэнергии);
− долги злостных неплательщиков;
− потребленную электроэнергию жильцами сверх оплаченного норматива (при отсутствии квартирного счетчика);
− потребленную электроэнергию юридическими лицами (организациями), подключенным к сетям МКД;
− потребленную электроэнергию управляющими компаниями при осуществлении работ по содержанию и ремонту дома.
В результате плата за электроэнергию для населения значительно увеличилась, что в свою очередь привело к социальной напряженности, выразившейся в массовых акциях протеста и отказе многих жителей г. Тутаева оплачивать необоснованно выставленные счета.
В феврале-марте 2010 г. межведомственной комиссией при Департа-менте топлива и энергетики Ярославской области была проведена проверка деятельности ОАО «Ярославская сбытовая компания». По итогам проверки был сделан вывод о том, что значительная часть вопросов, связанных с начислением платы за электроэнергию, используемую на ОДН в многоквартирных домах, не урегулирована жилищным законодательством.
Основной проблемой при этом являлся вопрос о распределении элек-троэнергии, потребл@емой на ОДН между жильцами в случае непредставления информации об объемах потребления со стороны потребителей и хищения энергии в результате несанкционированного под-ключения.
Также было установлено, что на момент проведения проверки отсут-ствовало правовое поле для действий ЯСК по взиманию с населения платы за электроэнергию, потребленную на ОДН. Существовавшие на тот момент договорные отношения между населением и исполнителями коммунальных услуг (управляющими компаниями и ТСЖ), а также ресурсоснабжающей организацией (ОАО «ЯСК») не соответствовали требованиям законодательства.
При осмотре мест установки общедомовых и индивидуальных приборов учета был обнаружен ряд недостатков, в том числе установка без проектной документации, согласованной с энергоснабжающей организацией общедомовых приборов учета электроэнергии; отсутствие схемы внутридомовых сетей электроснабжения; износ большинства установленных индивидуальных приборов учета.
Кроме того, было установлено, что съем показаний с индивидуальных приборов учета проводился в условиях наличия существенных отступлений от установленных требований, а обслуживание общедомовых приборов учета в районе не осуществлялось.
Также было установлено, что плата за общедомовые нужды взималась не со всех собственников жилья, а только с граждан. Юридические лица были освобождены от оплаты электроэнергии, потребл@емой на ОДН.
Были допущены серьезные нарушения и при начислении платы на ОДН в домах «малосемейного типа». В результате данного нарушения процент электроэнергии, начисленный на общедомовые нужды от квартирного потребления для жильцов этих домов, в июне и сентябре 2009 года составил 512% -211 %.
Постановлением директора Департамента топлива, энергетики и урегулирования тарифов Ярославской области, за нарушения порядка ценообразования, выразившегося в завышении стоимости электрической энергии, потребленной на ОДН, предъявляемой в счетах на оплату гражданам, проживающим в многоквартирных домах, ОАО «ЯСК» было привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.14.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
По итогам анализа ситуации, сложившейся в Тутаевском муниципальном районе, межведомственной комиссией по организации мониторинга платы населения за электроэнергию, было введено понятие «сбалансированности жилого дома по ОДН».
С февраля 2010 года в качестве критерия для расчета сбалансированности дома по ОДН была принята нормативная величина потребления электроэнергии на одного проживающего не более 7 кВат*час в месяц, в многоквартирных домах без лифтов и 14 кВат*час в домах, оборудованных лифтами.
В случае, если дом не отвечал критериям сбалансированности (объем электроэнергии на общедомовые нужды превышает 7/14 кВт* час на человека в месяц), то объем электроэнергии, потребленной на ОДН, в целом по такому дому определялся исходя из нормативов потребления (7 кВт* час на человека в месяц в домах без лифта и 14 кВт*час на человека в месяц – в домах с лифтом) и зарегистрированных в этом доме граждан. Распределение объема электроэнергии на ОДН, определенного таким образом, по абонентам должно было производиться затем пропорционально индивидуальным объемам потребления по показаниям индивидуальных приборов учета.
В итоге, под давлением общественного мнения ОАО «ЯСК» в апреле 2010 года был произведен перерасчет платы гражданам за электрическую энергию, потребленную на ОДН в 2009 г. и январе 2010 г.: в Тутаеве (18806 жителям − на общую сумму 4 миллиона 228 тысяч рублей, в Ростовском районе − 1 миллион 24 тысячи рублей, в Переславском районе − 383 тысячи рублей.
Кроме того, Постановлением Ярославской областной Думы №54 от 27.04.2010 было рекомендовано ОАО «ЯСК»
− отозвать претензии компании к неплательщикам за электроэнергию, ис-пользуемую на общедомовые нужды в многоквартирных домах Ярославской области;
− предоставлять по требованию собственника жилья справки об отсутствии задолженностей за электроэнергию для получения субсидий, если имеющаяся задолженность сложилась только по оплате за электроэнергию, потребл@емую на ОДН.
Стоит отметить, что утвержденные нормативы ОДН (7/14 кВт* час на человека в месяц) также не соответствовали реальному объему электроэнергии, потребл@емой жильцами на ОДН, превышая его в несколько раз.
К такому выводу пришли жители ряда домов г. Тутаева (в том числе дома №11 по пр. 50-летия Победы), произведя опытным путем расчеты объемов электроэнергии, используемой на освещение мест общего пользования и обеспечение работы электрооборудования. Были получены следующие результаты – не более 9.6 кВт* час (21.40 руб.) на квартиру в доме без лифта и 36 кВт* час (80.28 руб.) в доме с лифтом.
По мнению губернатора области С.А. Вахрукова, озвученному на заседании Ярославской областной Думы 16 февраля 2010 года, размер платы за ОДН должен составлять относительно небольшие суммы, 10-15 рублей с квартиры.
В соответствии же с нормативами, на семью из 3-4 человек (в доме без лифта) возлагалось бремя оплаты 21- 28 кВт* час (46,83-62,44 руб.), а для проживающих в домах с лифтом – 42-56 кВт* час (100,35-124,88 руб.).
28 мая 2012 года УФАС по Ярославской области признало противоречащим действующему законодательству РФ используемый ОАО ЯСК порядок распределения между гражданами объема электроэнергии, расходуемой на общедомовые нужды. В связи с этим с 1 июля 2012 года объем электроэнергии, расходуемой на ОДН, стал распределяться на жилые и нежилые помещения пропорционально расхо-ду, зафиксированному индивидуальными приборами учета в соответствии с постановлением Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г.
Кроме того, на основании вышеупомянутого решения антимонопольной службы был отменен и порядок ежемесячного снятия показаний с индивидуальных счетчиков. До 1 июля 2012 года снятие показаний осуществлялось сотрудниками (дочерней организации ОАО «ЯСК») ООО «ЦОК-Энерго», с 1 июля эта обязанность была возложена на самих жильцов многоквартирных домов, показания приборов должны были представляться в ОАО «ЯСК» не позднее 26 числа каждого месяца путем внесения показаний в счет-фактуру.
А с 1сентября 2012 г., в связи с отменой постановления Правительства РФ №307 от 23.05.2006 г., расчет величины ОДН стал производиться в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 354 от 6 мая 2011 г. «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».
В соответствии с ним объем электроэнергии, израсходованной на ОДН в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета, стал распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего (или находящегося в пользовании) каждому потребителю жилого или нежилого помещения.
Стоит отметить, что способ определения объема электроэнергии на общедомовой ОДН не изменился и определялся так же, как и раньше – в виде разницы между показаниями общедомового счётчика и суммы показаний всех квартирных счетчиков многоквартирного дома. Таким образом, на добросовестных потребителей вновь возлагалось бремя оплаты не только за электроэнергию, потраченную на реальный ОДН – освещение мест общего пользования и обеспечение работы электрооборудования, но и за технологические потери, хищение электроэнергии, долги злостных неплательщиков и т.д.
В результате многие жители Тутаева вновь стали получать завышенные счета на электроэнергию, что в свою очередь привело к усилению социальной напряженности.
В сентябре 2012 года общественностью г. Тутаева был начат сбор подписей под обращением к Правительству РФ.
Подписавшие коллективное обращение 2060 граждан предлагали внести в «Правила предоставления коммунальных услуг» следующие дополнения и изменения:
− включить в перечень понятий, используемых в «Правилах», понятие «прибор учета ОДН»;
− внести изменения в формулу №12 (расчет платы за коммунальную услугу, предоставленную на ОДН многоквартирного дома), определив порядок распределения между жильцами платы за общедомовые нужды строго в соответствии с показаниями прибора учета ОДН;
− включить в «Правила» пункт, возлагающий на ресурсоснабжающую организацию обязанность установки в многоквартирных домах приборов учета ОДН.
При этом в письме особо отмечалось, что подписавшие обращение не отказываются платить за электроэнергию, израсходованную на общедомовые нужды (освещение лестничных площадок, подвальных и цокольных помещений, обеспечение работы лифтового хозяйства), но категорически против того, чтобы из кармана добросовестного потребителя покрывались потери, возникшие в результате незаконных подключений и неплатежей. Выходом из сложившейся ситуации, по мнению представителей общественности, может являться оборудование многоквартирных домов (подъездов) отдельными счетчиками учета электроэнергии, потребл@емой на ОДН, с последующим распределением между жильцами платы за ОДН строго в соответствии с показаниями этих счетчиков.
В марте 2014 года проблема с начислением платы за ОДН вновь всколыхнула общественность. Жители Ярославской области получили счета от ОАО «ЯСК», в которых в разы выросла плата за общедомовые нужды.
По фактам многочисленных обращений жителей Ярославля, Рыбинска и Тутаева прокуратурой и жилинспекцией были проведены проверки, по итогам которых было установлено, что ОАО “Ярославская сбытовая компания” с января 2014 г. при определении стоимости электрической энергии, потребл@емой на ОДН, производит начисление платы за потребленную электрическую энергию без ограничения в пределах нормативного уровня, установленного Постановлением Правительства Ярославской области от 10.08.2012 г. № 789-п. распределяя весь объем коммунального ресурса, учтенного общедомовым прибором учета между собственниками и нанимателями помещений много-квартирного дома. (т.е. опять же возлагают на потребителя обязан-ность покрывать все коммерческие потери).
В соответствии с ч. 7.1 ст. 155 Жилищного кодекса РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жи-лых помещений могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям (за исключением коммунальных услуг, потребл@емых при использовании общего имущества в многоквартирном доме).
Жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений многоквартирных жилых домов ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребл@емых при использовании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ).
Указанный порядок расчета платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, а также действия сбытовой компании по начисле-нию и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, направлению счетов-квитанций с указанием в них вида, объема и размера оплаты по строке коммунальной услуги «электроэнергия на общедомовые нужды» нанимателям и собственникам помещений многоквартирных жилых домов противоречит вышеуказанным нормам жилищного законодательства.
Кроме того, прокуратурой города Ярославля и Рыбинской городской прокуратурой по результатам проведенных проверок были направлены исковые заявления в Ленинский районный суд г. Ярославля и Рыбинский городской суд о признании незаконными действий ОАО «Ярославская сбытовая компания» по начислению и взиманию с нанимателей и собственников помещения многоквартирных жилых домов Ярославской области платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды и возложении обязанности прекратить совершать указанные действия.
Решением Рыбинского городского суда от 14.04.2014г. исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, в адрес депутатов Муниципального Совета Тутаевского района поступает множество обращений граждан (в том числе и коллективных) в связи с начислением в феврале – марте 2014 г. завышенной в несколько раз платы за электроэнергию, израсходованную на так называемые общедомовые нужды.
Данный вопрос неоднократно включался в повестку заседаний Муниципального Совета.
По предложению группы граждан 22 мая 2014 г. в ходе заседания Муниципального Совета был рассмотрен вопрос «Об инициативе жителей Тутаевского муниципального района по внесению изменений в Постановление Правительства РФ № 354 в части распределения и начисления платы за электроэнергию, израсходованную на ОДН».
Мы, депутаты районного совета, разделяем озабоченность граждан завышенной платой и поддерживаем справедливое стремление жителей оплачивать только электроэнергию, действительно израсходованную на общедомовые нужды − освещение мест общего пользования и обеспечение работы электрооборудования, являющегося общей собственностью многоквартирного дома. В связи с чем просим Вас рассмотреть возможность (целесообразность) внесения предложенных жителями Тутаевского муниципального района изменений и дополнений в «Правила предоставления коммунальных услуг», утвержденных Постановлением Правительства РФ №354, а именно:
− включить в перечень понятий, используемых в «Правилах», понятие «прибор учета ОДН»;
− внести изменения в расчет размера платы за коммунальную услугу, предоставленную за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме (Приложение №2 к «Правилам»), определив порядок распределения между жильцами платы за общедомовые нужды строго в соответствии с показаниями прибора учета ОДН;
− включить в «Правила» пункт, возлагающий на ресурсоснабжающую организацию обязанность установки в многоквартирных домах приборов учета ОДН.
Кроме того, просим Вас также рассмотреть целесообразность включения оплаты ОДН в тариф на содержание и ремонт общедомового имущества (ОДИ), поскольку данное потребление электроэнергии направлено на обеспечение услуг по пользованию ОДИ.
По итогам рассмотрения данной инициативы просим Вас предоставить в адрес Муниципального Совета Тутаевского муниципального района мотивированный ответ.

Приложения:
− выписка из протокола заседания МС ТМР от 22 мая 2014 г.;
− копия обращения граждан о включении в повестку дня вопроса «Об инициативе жителей Тутаевского муниципального района по внесению изменений в Постановление Правительства РФ № 354, в части распределения и начисления платы за электроэнергию, израсходованную на ОДН»;
− копия коллективного обращения жителей Тутаевского муниципального района к Председателю Правительства РФ Д.А. Медведеву на 150 листах.


С уважением,
Депутаты Муниципального Совета Тутаевского муниципального района пятого созыва

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ