Подкуп избирателей — противозаконный, но необычайно эффективный спо-соб оказания влияния на волеизъявление избирателей. По закону, кандидату или его штабу запрещено оказывать услуги, дарить подарки, отдавать вещи безвозмездно. Благотворительная деятельность во время избирательной компании также запрещена. Но это не останавливает нечистых на руку кандидатов в поиске новых лазеек в законодательстве и дополнительных способов осуществления «замаскированного» подкупа избирате-лей.

К примеру, в 2009 году на выборах депутатов городского совета агитационные штабы ушлых выдвиженцев от «партии власти» в вопросах подкупа сильно не заморачи-вались, используя самый примитивный способ — «раздачу подарков». Доверчивым изби-рателям попросту вручали продуктовые наборы или конфеты и рулеты, приправленные листовочкой щедрого кандидата. Соответственно, кто-то из осчастливленных граждан шел голосовать за своего благодетеля, а кто-то подарок брал, но голосовал по своему ра-зумению, а некоторые еще и заявления в милицию писали о подкупе. Правда, в руках у наших правоохранителей дела о подкупе как-то сами собой разваливались, а предприим-чивые кандидаты отделывались легким испугом.
В 2011 году на выборах в Госдуму РФ жулики действовали с осторожностью, использовав более безопасный способ покупки голосов. На избирательные участки Тутаева были привезены на автобусах из соседних городов несколько сотен избирателей с откре-пительными удостоверениями. Со слов очевидцев, «туристы», пред тем как опустить в урну бюллетени, снимали их
на телефоны для последующего отчета перед бригадиром за правильно проставленную «галочку». За что и получали денежное вознаграждение, как говорят, в размере 1000 руб-лей.
Нынешняя выборная компания также не стала исключением. В редакцию нашей га-зеты ежедневно поступают звонки от читателей из различных населенных пунктов района о том, что по квартирам ходят агитаторы от одного из кандидатов и предлагают деньги в обмен на согласие проголосовать за нужного кандидата. Кроме того, предлагается подпи-сать некий договор.
Благодаря помощи наших читателей, сегодня мы поднимем завесу тайны над одной из технологий «черных пиарщиков», в данный момент обкатываемую ими в нашем рай-оне.
Из имеющихся в нашем распоряжении документов можно сделать вывод, что структура данной технологии
схожа с сетевым маркетингом, ну или с финансовой пирамидой, где каждый ее участник, ради своего финансового благополучия, обязан втянуть в нее еще несколько своих знако-мых, а те — своих.
Во главе «пиарпирамиды» стоит штаб кандидата, который создает на территории избирательных участков,
коих в районе 41, микроштабы.
Обязанностью руководителей микроштабов является подбор бригадиров: из расче-та — один бригадир на
100 избирателей (33_50 квартир или частных домов). Таким образом, за территорией среднестатистического
избирательного участка должно быть закреплено 15 бригадиров. В свою очередь каждый бригадир обязан
найти и привлечь к участию в «агитационной работе» 9 агитаторов. То есть один агитатор на 10 избирателей
или на 4_6 квартир.
«В основную задачу агитатора, — цитируем «инструкцию бригадира», — включа-ется поиск, выявление и закрепление 4 сторонников кандидата, привод сторонников кан-дидата на избирательный участок в день выборов и обеспечение голосования
этих сторонников исключительно за нужного кандидата».
Таким образом, создаваемая сеть в период с 17 февраля по 4 марта должна в себя включить не менее половины всех избирателей, готовых в день выборов отдать свои голо-са исключительно за нужного кандидата.
Теперь о договорах. В нашем распоряжении имеются договоры двух видов, услов-но назовем их — договор «кандидата с бригадиром» и договор «кандидата с агитатором». По первому договору исполнитель (бригадир) обязуется предоставить услугу по подбору 10 агитаторов, цена выполненных работ определена договором в размере 4 тысяч рублей. При этом оплата производится тремя частями по мере выполнения работ: 1000 +2000+1000рублей.
По второму договору, исполнитель (агитатор)обязуется оказать услуги по проведе-нию предвыборной агитации и распространению предвыборной агитации среди избирате-лей. Цена выполненных услуг определена одной тысячей рублей. Оплата производится за два раза: 600 рублей в срок до 29 февраля и 400 рублей на момент подписания сторонами акта сдачи-приемки выполненных работ. В обоих договорах указываются реквизиты кан-дидата, паспортные данные, место жительства, банковский счет и личная подпись. А так-же персональные данные исполнителя.
Стоит отметить, что как в «договоре бригадира», так и в «договоре агитатора», ни слова не говорится о том,
что гражданин, подписавший договор, обязан голосовать за какого-то определенного кан-дидата. Речь идет лишь о предоставлении агитационных услуг и подбору агитаторов. А значит, проголосовав на выборах за другого кандидата, он ничего не нарушает.
Кроме подписания договора в арсенале пиар-технологов имеется еще один инструмент — это купон «сторонника», который выдается вместе с договором. Он состоит из двух час-тей. Нижняя часть содержит персональные данные и место жительства «сторонника» и остается у «бригадира». Верхняя часть — с логотипом «Тутаевской народной газеты» ос-тается у «сторонника», на обе части купона наклеиваются идентичные штрих-коды, по которым в дальнейшем можно идентифицировать личность «сторонника».
Именно верхнюю часть «сторонник», при выходе с избирательного участка, со-гласно правилам использования купона, опускает его в красную сумку человека, стоящего неподалеку.
То есть купон служит определенным маркером и позволяет проверить, принял ли избира-тель участие в голосовании. Если штрих-коды «бригадира» и «сторонника» при контроле совпали, то оба, смеем полагать, получат обещанное денежное вознаграждение от канди-дата.
Скорее всего, дополнительного контроля (в видеснимка бюллетеня на телефон) не будет. Кандидат, поступая нечестно и совершая подкуп, сам все-таки надеется на чест-ность заключившего с ним договор «сторонника» и ждет от него «правильного» голосова-ния.
Все-таки хочется напомнить гражданам, выступающим в роли «бригадиров», что за подкуп избирателей им вполне может светить статья 141 Уголовного кодекса РФ, а это — от 7 до 17 лет лишения свободы.
Еще раз обращаемся к жителям района: не попадайтесь «на крючок», не покупайте и не продавайте свои голоса, ведь, в конечном итоге, заработанная таким способом тысяча рублей выльется в бесконтрольную власть на четыре ближайших года.
Продал свой голос — не бойся, голосуй по совести!
Как говорится, «развел» буржуя — молодец!

газета УЗНАЙ ПРАВДУ №2(14), 1 марта 2012 года

ПОДЕЛИТЬСЯ С ДРУЗЬЯМИ